Быт и традиции казаков на Тамани

Тамань давно заняла место главного этно-туристического комплекса на территории Краснодарского края. Ежегодно в Тамань приезжают десятки тысяч туристов. Они получают здесь уникальную возможность воочию увидеть, как жили первые казаки, какие существовали традиции, и как обустраивались их поселения.

Со времен Азовской Руси (Тмутаракани) казаки окончательно стали «русьскими» (русскими, православными), то есть казаки вошли составной частью в русскую нацию.

В Тмутаракани появился символ – «казак как вооруженный страж передовой линии», былинные богатыри-казаки, зорко охраняющие границы древней Руси. Недаром Святого преподобного Илью Муромца в песнях и сказаниях называют «старым матерым черкасским казаком», воплощающий народный идеал героя-воина и народного заступника. Он причислен к лику святых и канонизирован как «преподобный Илия Муромец».

Казачьи традиции

Человек не может называть себя казаком, если не знает казачьих обычаев. Однако за прошедшие столетия под влиянием различных факторов, они сильно исказились. Сегодня, далеко не все старики, могут точно трактовать те или иные обычаи и традиции. Поэтому разберем наиболее известные, дошедшие до наших дней.

Казаки всегда отличались беспощадностью к врагам и благодушием, щедростью в отношении друзей и просто гостей. В характере потомственного казака заметна некоторая двойственность. Он может быть позитивен, весел и шутлив, но временами на него находит грусть, молчаливость и скрытность.

Это обусловлено тем, что на долю казачества часто выпадали испытания. Очень часто казакам приходилось смотреть смерти в глаза, поэтому они не упускали возможности радоваться жизни.

Примечательно, что такая черта характера проглядывается и у современных мужчин Тамани.

Стержнем казачьих устоев и традиций являются Библейские заповеди. Родители с детства приучают своих детей жить, придерживаясь главных христианских законов.

Однако трактовка заповедей у казаков немного отличается от первоисточника. Она выглядит так:
• не отнимай жизнь у других людей;
• не прелюбодействуй;
• не занимайся воровством;
• трудись и зарабатывай честно;
• не завидуй;
• прощай;
• проявляй заботу о родителях;
• защищай честь женщин;
• оказывай помощь нуждающимся;
• не угнетай сирот и вдов;
• защищай свою землю.

Представители казачьего общества испокон веков почитали христианскую веру. Однако, кроме библейских заповедей, казаки соблюдали бытовые традиции. Нарушив их, казак становился изгоем.

Посвящение в казаки

У каждого новорожденного казака или казачки, помимо кровных отца да матери, были крёстный отец и крёстная мать. О выборе крёстных кровные родители заботились заранее. Это не должны были быть родственники (как принято сейчас). Крёстного подбирал отец – это должен быть человек надёжный (кунак, односум, побратим и т.п.), у которого было чему поучиться. Это он в первую очередь формировал дух казака. И немаловажный фактор и крёстный отец, и крёстная мать должны быть способны участвовать в воспитании ребёнка – жить недалеко от крестника (крестницы). Крёстную подыскивала кровная мать из числа своих подруг (желательно хотя бы немного старше её возраста).

Если в семье родился казак, то основная нагрузка ложилась на крёстного – он делал из казака воина. Главная же задача крёстной матери в этом случае состояла в том, чтобы сформировать в казаке отношение к девушке-казачке, как к жене, матери и хозяйке.

Если же родилась казачка, то основную роль выполняла крёстная. Она формировала из девочки женщину-казачку, как умеющую ждать жену, терпеливую мать и добрую хозяйку. Крёстный в данном случае формировал в казачке отношение к казаку, как к воину-защитнику, как к мужу, отцу и главе семьи.

После рождения ребёнка особо не торопились распеленовывать. Побыстрее научить его двигать ручками и ножками – была не самоцель. Ребёнок должен сначала увидеть и осознать неизвестный ему предмет, а уж потом потрогать, «взять на зубок». В дальнейшем процесс «увидел-осознал-сделал» ускорялся. Именно так поступает казак в критической ситуации. И нет паники и ненужных движений, потому что сначала оценил, а потом сделал.

После крестин казачонку клали шашку (кинжал) либо пулю (раньше стрелу), что называется «на зубок». И наблюдали за его реакцией: если начнёт с ней играть – добрый будет казак, если же расплачется – есть над чем задуматься.

Далее, мальца всегда старались окружать именно теми вещами, которые являлись непременными атрибутами жизни казаков.

Когда казачонку исполнялся год, его вели к первому причастию. В год у казачонка многое было впервые. Впервые его одного сажали на коня, надевали на него отцовскую шашку, отец брал коня по уздцы и проводил его по двору.

И ещё один обряд совершался в год от рождения. Собирались все мужчины рода и вели мальца на священное место своей станицы (или хутора). У донцов оно называлось «урочищем», у черноморцев «кругликом». Там совершались действия, позволяющие передать на духовном уровне силу и знания рода новому поколению.

Первые шаги в обучении и воспитании делались в семье. Вся система, если её можно так назвать, строилась именно на родовых и товарищеских принципах существования.

До 7-8 лет казачонок жил на женской половине куреня.

В этот момент воспитание шло и от женской части семьи и от мужской. В основном в его основе лежала наглядность. И главное здесь – личный пример старших и погружение мальца в соответствующую среду.

А что в себя включала именно казачья среда обитания для казачонка?

На стене в курене шашка отцовская (или дедовская). Нагайки у двери и в руках казаков. Лампасы, папахи, фуражки на близких мальцу людях. Кресты и медали на груди деда, отца, дядьки или крёстного. Кони.

Кони везде, у себя на базу, на улице, у соседей, в степи за станицей.

В этот период мужчины следили за тем, как формируется казачонок. Женщинам всё меньше позволяли сюсюкаться с ним: «Не портьте, бабы, казака!» Если где-то ушибся и заплакал, то поучали: «Не плач, ты же казак, а казак не плачет!»

И тогда в казачонке постепенно складывалось убеждение, что то, о чём поют и что говорят старшие, то они и делают, такие же поступки и совершают. И это всё настоящее. И так же будет поступать он сам.

Ну и, ко всему прочему, игру на улице со сверстниками. Игры были устоявшиеся веками, и естественно направленные на развитие казачат. Практически все они проходили под присмотром станичных (хуторских) стариков, которые строго следили за поведением каждого из казачат. И в том случае, если кто-то вёл себя недостойно, старики вдохновенно наставляли и поправляли нерадивого.

Существовало множество игр-упражнений для развития казачат. Упражнения естественно не в том виде, в каком мы их понимаем. Это скорее упражнения-тесты. Они выявляли наличие того или иного качества либо навыка у казачат. И казачата делали эти тесты-игры, соревнуясь между собой (играя). И в эти игры казаки играли чуть ли не всю свою жизнь.

С 12 лет казачонка начинали водить на круг (сход) и другие общественно значимые мероприятия. Его основная задача – смотреть и запоминать.

И в 16 лет по готовности казака его ждало более серьёзное испытание – в основном это была охота на хищника (волка, кабана и пр.).

Кроме того казачата проходили обучение под руководством опытных казаков. На специально отведённом месте собирались они на своём коне и с оружием. Здесь они совершенствовали боевые приёмы, стреляли в цель на полном скаку, рубили лозу шашкой, верхом преодолевали полосы препятствий, поднимали на скаку предметы с земли, скакали стоя на коне, учились на ходу спрыгивать с коня и снова взлетать в седло, рубить пламя свечи на подставке. Учились они вплавь преодолевать с конём реки, ползать по-пластунски, скрадывать часовых. С пиками наперевес казачата на конях ходили лавой в атаки, поражая пиками камышовые чучела противника, пикой же на ходу учились поразить врага с ходу, метнув пику как копьё. И когда наступал день сдачи экзаменов, то их принимал сам атаман и есаулы в присутствии стариков. Самым отличившимся атаман вручал богатое оружие, разукрашенные сёдла, нарядные уздечки. И эти свои первые награды казаки очень ценили и хранили всю жизнь.

И вот после такого воспитания и обучения получался «матёрый казачина». Правда есть одно уточнение: «матёрый» казак появлялся в третьем поколении. Естественно, если первое и второе поколения были тщательно подготовлены и выжили в битвах и сражениях.

 

Казаки Тамани
Казачество на Тамани

Праздники и торжества казачества

Празднование Пасхи

Светлое Христово Воскресение — один из главных праздников у православных христиан. Как и во всей России на Кубани особо чтят религиозные праздники. А Кубань невозможно представить без казаков и казачества в общем. Стоит отметить, что именно кубанские казаки отличались и отличаются по сей день особой приверженностью христианству и его традициям.
Сейчас идет последняя неделя Великого поста – Страстная, особенно строгая.

В эти дни нельзя использовать для приготовления пищи даже растительное масло. В старину одним из главных блюд в эти дни была вареная картошка, к ней хозяйки подавали соленые помидоры, огурцы, капусту. Каши варили на воде. А борщи или супы не заправляли никакими заправками, Несмотря на старинную пословицу «У казаков в походе поста не бывает», такие строгие ограничения в питание соблюдали и те казаки, которые находились как в дали от дома, так и на лечении в госпиталях. Особо серьезно казаки относились к праздникам, гуляниям и хождениям по гостям в эти дни. Родители детей не пускали даже на улицу играть.

Когда еще только наступал Великий пост, казачки снимали нарядные занавесы с окон и дверей, скатерти со столов. Все это перестирывалось и убиралось в комоды до Страстной недели. Взамен использовали темных тонов занавесы и скатерти.

Казацкие песни 

Составляющей особого этнического чувства является крепкая приверженность «своей» музыке. Казаки свои песни не поют, они их играют. Казаки так и говорят: «Я тебе сыграю песню, и ты сразу всё поймешь, что к чему». 

Именно в песнях проявляются настоящие казаки! Казачья песня – мужская, тогда как славянская песня чаще всего женская. Редко где найдешь такую музыкальную красоту многоголосого мужского хорового пения как у казаков. Чистые голоса улетают из вольной степи прямо в поднебесье, к Богу. Казачья песня способна сплачивать, объединять, песня направляет людей в одно русло.